Есть ли разница в устройстве мотоциклетных и велосипедных цепей?

Если говорить о различиях именно между мото- и велоцепями, то главное, чем они отличаются – это передаваемое усилие. Очевидно, что цепи для мотоциклов намного прочнее велосипедных, ведь мощность спортбайков переваливает за 150 л.с., а человек не разовьет и одной. По конструкции же цепи можно разделить на две категории: с уплотнительными кольцами (сальниками) и без них. Цепи с уплотнительными кольцами используются на дорожных мотоциклах и отличаются тем, что в пространство между штифтом и втулкой заложена специальная смазка на весь срок эксплуатации и это пространство защищено специальными уплотнениями. Зачем же смазывать такую цепь? Дело в том, что сами уплотнения тоже надо защищать от высыхания и растрескивания, а также от попадания пыли, которая их очень сильно изнашивает. Именно эту роль и выполняет в таких цепях наносимая снаружи смазка.

1- Стальной штифт (пин); 2 — Внутренняя втулка; 3- Ролик; 4- сальник; 5- Внешняя боковая пластина/Внутренняя боковая пластина; 6 — Заводская смазка.

Цепи без уплотнительных колец применяются на мотоциклах для кросса и эндуро – тех, что предназначены для езды по грязи. Использовать в таких условиях цепи с уплотнениями нет никакого смысла: грязь очень быстро повреждает уплотнения, набивается под них, и удалить ее оттуда невозможно никакой промывкой – уплотнения лишь затрудняют очистку. В итоге цепь изнашивается слишком быстро. Поэтому используются более дешевые цепи без уплотнений. На велосипедах также применяются цепи без уплотнений: они дешевле и вполне справляются с велонагрузками.

Какими смазками можно смазывать цепи для мото- и велотехники?

В принципе, смазывать цепи можно практически любой смазкой. Другое дело, насколько это будет эффективным. Так, в инструкции по эксплуатации многих мотоциклов встречаются записи о том, что в качестве смазки для цепи можно использовать трансмиссионное масло. Эта запись означает, что трансмиссионное масло не вредит цепи, но умалчивает о других негативных последствиях. «Трансмиссионка» слишком текучая и на больших оборотах будет разлетаться с цепи в разные стороны, обдавая масляным душем все вокруг. И мотоцикл, и одежда мотоциклиста быстро покроются слоем масла. На интернет-форумах также есть много советов смазывать цепь консистентными смазками, например, солидолом. Так тоже можно, но консистентные смазки не проникают в мелкие зазоры, кроме того, собирают на себя пыль и грязь. Смазанная такой смазкой цепь точно не будет долгожителем.

Лучше  всего воспользоваться специальной смазкой для цепи в аэрозольном баллоне или специальном флаконе с дозатором. Там содержится смесь смазки с растворителем, в итоге смазка получается текучей, и легко проникает в труднодоступные места и небольшие зазоры, затем растворитель улетучивается, и на цепи остается достаточно густой и хорошо держащийся слой специальной смазки. Растворители в специальных смазках используются только те, которые не повреждают резиновые уплотнения цепи.

Обязательно ли мыть цепь перед нанесением смазки?

Какими бы хорошими грязеотталкивающими свойствами смазка ни обладала, мелкие частицы пыли и грязи все равно постепенно скапливаются на цепи. Если перед нанесением смазки не промыть цепь, смазка лишь законсервирует абразивные загрязнения и они дальше будут разрушать трущиеся поверхности. Поэтому смазка цепи без промывки практически теряет смысл.

Чем лучше промывать цепь перед нанесением смазки?

Перед нанесением смазки цепь лучше всего промывать органическим растворителем, но не любым. Он должен удовлетворять двум основным требованиям: достаточно быстро и, главное, полностью испаряться и не повреждать резиновые уплотнения цепи. Например, для этого хорошо подойдет очиститель тормозов KERRY.

Почему важно полное и быстрое испарение? Если нанести смазку на места, где присутствует не испарившийся растворитель, он сделает смазку слишком жидкой и та попросту вытечет. Иными словами, смазка на такую поверхность не ляжет. Быстрота испарения важна для удобства: помыть цепь и ждать час, пока она высохнет, мало у кого хватит терпения.

Что касается безвредности для резиновых уплотнений, то здесь все понятно и без дополнительных комментариев.

Что дает наличие в смазке политетрафторэтилена (PTFE)?

Политетрафторэтилен, известный также как фторопласт или тефлон, является полимером с самым низким коэффициентом трения. Кроме того, он обладает отличными водоотталкивающими свойствами, к нему практически не пристает пыль и грязь. Все эти свойства политетрафторэтилена делают смазку более эффективной, долговечной и универсальной.