Каков принцип работы антигеля для дизельного топлива?
Чтобы понять принцип работы антигеля, или, выражаясь более строго, депрессорной присадки, для начала нужно разобраться, что происходит с дизельным топливом при падении температуры. Дело в том, что при охлаждении в дизельном топливе начинают образовываться нерастворимые взвеси: кристаллы парафина, капельки воды и кристаллики льда. Визуально это легко определить – топливо начинает терять свою прозрачность, хотя его текучесть не меняется. Точка, когда топливо начинает мутнеть, называется температурой помутнения. При дальнейшем охлаждении кристаллы парафина начинают расти и постепенно достигают таких размеров, что перестают проходить через фильтры, забивая их, — текучесть топлива заметно ухудшается. Температура, при которой это происходит, называется предельной температурой фильтрации. Если продолжать охлаждать топливо, оно будет загустевать все сильнее, пока, наконец, при определенной температуре не потеряет текучесть полностью. Это и есть температура застывания.
Улучшать низкотемпературные свойства дизельного топлива можно двумя путями. Можно провести депарафинизацию, удалив из него часть парафинов, что понизит температуры помутнения, фильтрации и застывания. Однако удаление парафинов снижает цетановое число топлива и приводит к жесткой работе двигателя. Поэтому возможности улучшения низкотемпературных свойств топлива при помощи депарафинизации ограничены.
Второй способ — добавление депрессорных присадок, тех самых антигелей. Температура помутнения при использовании антигелей не меняется, однако они препятствуют росту уже образовавшихся кристаллов парафинов, снижая предельную температуру фильтрации и температуру застывания топлива.
Поможет ли добавление антигеля, если топливо уже загустело?
Увы, но антигели могут только воспрепятствовать образованию крупных кристаллов, растворить уже образовавшийся парафин они не способны. Если топливо уже загустело, антигель не поможет, вернуть солярке текучесть можно только прогревом, причем всей топливной системы. В общем, останется либо искать теплый бокс, либо ждать потепления. Поэтому в холодное время всегда нужно иметь с собой в автомобиле запас антигеля и при малейших сомнениях в качестве топлива непосредственно перед заправкой добавлять его в бак в пропорции, рекомендованной производителем.
Можно ли в качестве депрессорной присадки добавлять в дизтопливо керосин?
Этот способ улучшения низкотемпературных характеристик дизельного топлива давно известен. Действительно, добавление в дизельное топливо керосина снижает температуру загустевания топлива, главное, использовать низкозастывающие сорта керосина, например, авиационный. Бытовой осветительный не подойдет, он сам застывает слишком рано. В принципе, дизтопливо можно разбавить керосином до пропорции одна часть керосина на три части солярки. Однако добавление керосина ведет к более жесткой работе двигателя, кроме того, значительно ухудшается смазывающая способность дизтоплива, что приводит к ускоренному износу топливной аппаратуры. Поэтому использовать керосин в качестве депрессорной присадки мы бы рекомендовали только в крайнем случае. Практиковать такой подход регулярно крайне нежелательно.