Для чего нужен расходомер воздуха?
Для обеспечения эффективного сгорания топлива в двигателе топливовоздушная смесь должна быть приготовлена в строгих пропорциях. Наиболее оптимальный состав топливовоздушной смеси называется стехиометрическим, и для разных видов топлива он разный. Для бензина массовое соотношение воздуха и топлива равно 14,7:1, а, например, для пропана 15,6:1. В любом случае это соотношение должно очень точно выдерживаться. Сильное обогащение или обеднение смеси нарушает нормальную работу двигателя, ведет к падению мощности, росту расхода топлива, при чрезмерном обогащении или обеднении смеси двигатель и вовсе не сможет работать из-за того, что топливо не станет воспламеняться. Чтобы выдерживать стехиометрический состав смеси, нужно в каждый момент времени точно измерять количество поступающего в двигатель воздуха и подавать соответствующее количество топлива. Чем точнее удастся измерить количество воздуха, тем более оптимальный состав смеси можно будет приготовить. Вот за измерение массы поступающего в двигатель воздуха и отвечает расходомер воздуха, он же датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), он же MAF-датчик.
Как устроен и где расположен расходомер воздуха?
Раньше датчики были механическими и представляли собой подпружиненную заслонку, которая отклонялась под действием поступающего в двигатель воздушного потока. Измерив величину этого отклонения, можно было рассчитать количество поступающего воздуха. Затем появились более совершенные проволочные датчики: в воздушный поток помещается платиновая проволока толщиной 70 мкм, по которой пропускается электрический ток. Чем сильнее поток воздуха, тем сильнее охлаждается проволока, и тем больший ток надо через нее пропустить, чтобы поддерживать ее температуру постоянной. Сила тока в проволоке измеряется и на основании этого определяется поток воздуха, поступающий в двигатель. Такие датчики уже тоже устаревают, но на многих автомобилях, например, на ВАЗах, пока еще используются. Более современными являются пленочные датчики. Принцип их действия схож с проволочными, только них вместо проволоки используется пленка с нанесенными на нее измерительными резисторами. Пленочные датчики долговечнее и точнее проволочных, но при этом более чувствительны к загрязнениям и более деликатны в обращении. Расположены датчики массового расхода воздуха во впускном тракте сразу за воздушным фильтром.
Как правильно очистить расходомер воздуха?
Загрязнения с механических датчиков можно удалить любым очистителем, например, очистителем карбюратора или очистителем дроссельной заслонки. Проволочные и в особенности пленочные датчики нужно чистить только очистителем расходомера воздуха. Они довольно хрупкие, и повредить их можно не только механическим воздействием, но и «нештатной» химией. Также важно, чтобы после очистки на них не осталось абсолютно никакого налета – он будет искажать показания. Поэтому перед очисткой датчик необходимо демонтировать и распылить на проволоку или пленочный резистор очиститель расходомера воздуха. Дать загрязнениям стечь и дождаться, пока датчик полностью высохнет. Ни в коем случае не касаться проволоки или пленки ни руками, ни инструментом, ни чем-либо еще. Высохший датчик установить обратно на автомобиль.