Каковы основные требования к проникающей смазке?

К проникающей смазке применяются разнообразные, в некотором смысле даже противоречивые требования. С одной стороны, смазка должна иметь высокие проникающие свойства, что означает высокую текучесть. С другой стороны, важны смазывающие свойства, а это означает определенную вязкость и низкую текучесть. Кроме того, проникающая смазка должна вытеснять воду, размягчать ржавчину, иметь хорошее сцепление с поверхностью, чтобы создать на ней защитную пленку. Добиться реализации всех этих противоречивых свойств удается при помощи смешивания различных компонентов. Для получения высокой проникающей способности нужны жидкости с короткими молекулярными цепочками, смазывающие свойства дают жидкости с длинными молекулярными цепочками, размягчить ржавчину помогают ингибиторы коррозии. Для того, чтобы увидеть, сколько разнообразных компонентов входит в состав проникающей смазки, можно проделать простой опыт. Достаточно капнуть каплю смазки на фильтровальную бумагу. Смазка растечется по бумаге концентрическими кругами: внутри окажутся более вязкие фракции, снаружи – те, которые обладают высокой проникающей способностью. Единого стандарта, определяющего соотношение различных компонентов в проникающей смазке, нет, и каждый производитель сам определяет наиболее правильные с его точки зрения пропорции.

Какова область применения проникающих смазок?

Как любой универсальный продукт, в каждой из “дисциплин” проникающая смазка уступит узкоспециальным препаратам. У нее нет такой несущей способности, как у графитовой и она не подойдет для смазки высоконагруженных механизмов, по антифрикционным свойствам ее опередит смазка с PTFE, поэтому если главным требованием является уменьшение трения, лучше выбрать смазку с тефлоном. По водостойкости проникающая смазка проиграет литиевой, поэтому если механизм постоянно оказывается под струями воды, лучше выбрать продукт, специально для этого предназначенный. Проникающая смазка хороша для применения в механизмах с мелкими зазорами и затрудненным доступом к парам трения. Ее применение эффективно при смазке замков, петель, малонагруженных подшипников и зубчатых передач, тросов в оплетке и выдвижных антенн. Смазка эффективно проникает в мелкие зазоры и может нанести  на труднодоступные поверхности тонкий слой смазывающих материалов. Благодаря высокой проникающей способности и наличию ингибиторов коррозии  смазка может быть эффективна для откручивания приржавевшего крепежа – она хорошо проникает в мелкие зазоры и позволяет рассоединить прихваченные коррозией детали. Влаговытесняющие свойства опять же в сочетании с высокой проникающей способностью помогают при профилактике замерзания дверных замков зимой – нужно просто регулярно обрабатывать замки этой смазкой. Рекомендуется делать это после каждой мойки и перед переходами температуры от плюса к минусу.

В Интернете можно встретить советы по применению проникающей смазки для мотоциклетных и велосипедных цепей. Насколько это оправдано?

Несмотря на то, что проникающая смазка способна добраться до самых мелких зазоров в цепи, для мотоциклов и велосипедов ее применение не очень оправдано. Эти передачи работают на открытом воздухе и постоянно подвергаются воздействию воды – проникающая смазка будет очень быстро вымыта из шарниров. Кроме того, шарниры, особенно в мотоциклетных цепях, работают с очень высокими удельными нагрузками, и проникающая смазка таких давлений в пятне контакта выдержать просто не сможет. Для цепей мотоциклов и интенсивно эксплуатирующихся в любую погоду велосипедов мы рекомендуем применять специализированные смазки, например, смазку для цепей мото- и велотехники с PTFE KERRY KR-936. Единственное исключение – если вы катаетесь на велосипеде от случая к случаю только в сухую погоду. Тогда при небольших нагрузках и отсутствии воды применение проникающей смазки для защиты велосипедной цепи может быть оправданным.